Как обойти уловки маркетологов, покупая продукты: 13 полезных лайфхаков

2952

Отправляясь в супермаркет за молоком, мы покупаем еще вагон и маленькую тележку продуктов, которые не планировали. Ситуация знакомая многим. Кто виноват и что делать? Попытаемся разобраться в уловках маркетологов, тактика которых основана на психологии людей. Ведь свой выбор – купить или не купить, мы часто делаем, слушая «подсказки» подсознания. Для вас мы собрали 13 полезных лайфхаков: как не купить лишнего.

как не купить лишнего фото

Реклама от кумира

Интрига: рекламный баннер. Голливудская улыбка и пачка чипсов, кола, гамбургер в руках любимого актера, спортсмена, музыканта.

Как работает? Мысль: «Он(а) тоже это кушает» провоцирует к неосознанному желанию приобщиться к образу жизни знаменитости. И рекламный продукт добавляется к покупкам.

Что делать? Остановиться. Задать себе вопрос: а мне оно нужно? Во многих случаях продукт возвращается на полку супермаркета за ненадобностью. Не переплачивайте за рекламу и товарный вид.

как не купить лишнего фото

Музыка во благо… магазина

Интрига: расслабляющая или ритмичная музыка

Как работает? Эмоции покупателей «подогревают» популярными навязчивыми мелодиями. Напеваешь и бездумно кладешь в корзину то, что достает рука.

Что делать? Не блуждайте долго по магазину. Взяли нужное – и на выход! Музыку в магазине вряд ли удастся выключить. Вариант – ходите за покупками в наушниках.

Скидки, акции: ложная выгода?

Интрига: аттракцион невиданной щедрости. Ценники со скидками и акциями привлекают внимание своей яркостью, гигантизмом и «выгодой». Специальные распродажи, бесконечные предложения, только сейчас уникальная возможность получить  «три по цене двух в случае покупки четырех»…

Как работает? Если копнуть глубже, то обнаружится, что скидка, экономией-то и не является. Продукт «Акции» в перерасчете может оказаться дороже аналогичного товара без скидки, но другого объема/размера.

Что делать? Будьте внимательны, посмотрите на соседние полки, мысленно подсчитав реальную цену акционного продукта в сравнении с таким же товаром без скидки. Некоторые предложения заслуживают внимания, но «золотое правило» походов по супермаркету гласит: «Всегда читайте то, что написано мелким шрифтом».

Натурпродукт

Интрига: здоровое питание сейчас на пике популярности. И «здоровые» знаки типа – «натурпродукт», «без ГМО», «экологически чистый» производитель ставит в надежде на то, что, покупатель отдаст предпочтение органической еде и купит больше.

Как работает? Не всегда соответствует действительности надпись на упаковке о натуральности и пользе продукта. К тому же отметка «100% натуральности» автоматически увеличивает цену товара.

Что делать? Изучайте этикетки. Так вы поможете себе правильно питаться и избавитесь от неприятностей употребления вредных ингредиентов. Сравнивайте состав продуктов разных производителей и брендов.

как не купить лишнего фото

«Горячие полки»

Интрига: привлечь особое внимание может правильно разложенный товар.

Как работает? Взгляд покупателя задерживается на полках, расположенных на уровне глаз взрослого человека. В таких «горячих точках» выкладывают дорогостоящие продукты. Подобная хитрость используется и в другом измерении – на первый план ставят продукты, срок реализации которых вот-вот истекает.

Есть еще и правило детской полки. Товары, которые любят дети, сладости – выкладывают так, чтобы ребенок их заметил и мог взять.

Что делать? Выбирая товар, смотрите на верхние и нижние полки. Присядьте или подтянитесь. Недорогие продукты помещают именно там. И, где-нибудь во втором-третьем ряду найдется тот самый йогурт или творог, срок реализации которого не истекает завтра.

Дразнящий аромат

Интрига: заходя в супермаркет, чувствуете манящий аромат курочки-гриль, специй, кофе, выпечки? И непременно возникает купить это нечто, так вкусно пахнущее.

Как работает? Мозг четко фиксирует «ароматную» информацию, провоцируя на эмоции и запечатлев ее в памяти. На покупку настраивает «теплый» и приятный запах. Микроволновка в зале с аппетитно пахнущей едой – одна из уловок, чтобы вы купили больше.

Что делать? Имейте список запланированных покупок. Это вариант избежать лишних растрат.

«Таинственные» добавки-провокаторы

Интрига: существует список добавок, вызывающих привыкание. Сахар, например. Но есть и другие, провоцирующие зависимость.

Как работает? Подсластители и сахарозаменители не содержат калорий и слаще обычного сахара. Исследованиями доказано, что эти добавки – стимул для аппетита, провоцирующие повышенную тягу к углеводам. О вреде глутамата натрия точных данных пока нет, но он явно усиливает вкус продукта, поэтому хочется съесть больше, а значит и купить больше.

Что делать? Читайте о составе продукта.

Как не купить лишнего: внимание на… размер

Интрига: производитель незаметно увеличивает размер порции, литраж, объем товара, соответственно повышая цену.

Как работает? Мы потребляем больше продуктов, совершенно не замечая этого. И… платим прежнюю цену за меньший вес товара. Уловка большой пачки – ее меньшая масса.

Что делать? Проверяйте цену за килограмм (на вашем телефоне есть калькулятор). Присмотритесь: пакет молока может вмещать 800 мл вместо 1 л, а пачка масла весить 180 г – вместо «стандартных» двухсот.

как не купить лишнего фото

Иностранные надписи

Интрига: названия продуктов на упаковке написаны на незнакомом иностранном языке или на «читаемом» иностранном.

Как работает? Такой продукт воспринимается как элитный. И покупатель считает справедливым, что его стоимость в разы больше.

Что делать? Не введитесь на иностранное название. Изучите ассортимент «русскоязычных» товаров из этой же категории.

Ах, эта низкая привлекательная цена…

Интрига: недорогой товар всегда провоцирует к покупке.

Как работает? Приятное ощущение, что покупаешь продукт дешевле, чем он стоит на самом деле. Но… если товар залежался и его нужно срочно продать, или к концу подходит срок реализации – ценовые скидки – самое то. Низкую цену всегда пишут крупно. А рядом обязательно выкладывают товары с небольшим завышением цены, надеясь, что их купят попутно. Удачный ход – ценники с крупными цифрами дисконтной (оптовой) цены, а внизу шрифтом помельче – реальная розничная цена. Рассмотрит ее не каждый, а на кассе неловко будет выкладывать из корзины.

Цена «без копейки» – одна из маркетинговых уловок. Согласитесь, приятнее выглядит 99,99, чем 100. Подсознание работает четко.

Что делать? Округляйте цены без копейки. Оцените реально, нужен ли вам продукт по низкой цене.

География зала

Интрига: с виду кажется, что товары супермаркета расположены хаотично. Но это только на первый взгляд. В середине витрин расположены самые популярные товары. А на полках справа раскладывают товары импульсивного спроса. Зона продуктов размещена по принципу: от сырого к готовому, от соленого к сладкому. Сначала рыба и мясо, фрукты и овощи. Затем гастрономия и кулинария. И только потом – готовые продукты.

Как работает? Пока придешь к главному, что-то обязательно бросишь в корзину. А «товары-импульсы» покупаются по ходу, не глядя, давая дополнительные продажи магазину. Отдел фруктов и овощей расположен всегда при входе, так как доказано, что яркие цвета способствуют хорошему настроению и вы можете купить больше.

Что делать? Идете за целевым продуктом – идите и не останавливайтесь. Хотя в зале супермаркета это вряд ли возможно.

«Картинная» еда

Интрига: картинки товаров на упаковке выгодно представляют продукт. Яркие, аппетитные, привлекательные.

Как работает? Фуд-стилисты стараются изо всех сил, чтобы покупатель не раздумывал, а поддавшись порыву, купил товар. Фото и картинки красивы, тешат взор. Привлекательно действуют знаки «Лучший…»

Что делать? В действительности товар может выглядеть совершенно иначе, если мелким шрифтом внизу написано: «на фото – один из вариантов сервировки».

как не купить лишнего фото

Уловки кассы

Интрига: уже на выходе кассир предлагает купить нечто по специальной цене. Да и товар у кассы тот, без которого можно прожить (жвачки, игрушки, журналы, леденцы, мармелад).

Что делать? Не стоит автоматически соглашаться. Цена может оказаться не такой уж маленькой, а товар вам совсем без надобности. Не соглашайтесь взять что-то до суммы, на которую сегодня есть скидка. Даже если вы ее получите, то лишние товары никак не помогут сэкономить. Стоя в очереди на кассу, проведите время с пользой (проверьте телефон, зайдите в соцсети, позвоните подруге).

Маркетологи формируют в нашем подсознании положительные эмоции, создавая определенное настроение, атмосферу праздника. Для этого есть много способов: и выкладка кондитерских изделий, и аппетитные запахи, и манящие яркостью упаковки, и приятные мелодии… Чтобы покупатель купил как можно больше товаров, подороже и не всегда нужных. Как не купить лишнего? Просто будьте осмотрительны и напоминайте себе, что вы пришли за необходимыми продуктами, а не за аппетитным балластом и лишними килограммами.

Подготовила Елена Чуйко

ПОДЕЛИТЬСЯ
Под этим ником мы публикуем материалы, взятые из общедоступных источников и статьи, созданные усилиями редакции ЕиФ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here